27 апреля 2017, 18:51

Тоголезский скотовоз и секреты Родины: Что известно об аварии на входе в Босфор

Что известно об аварии на входе в Босфор.

Тоголезский скотовоз и секреты Родины: Что известно об аварии на входе в Босфор

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль "Лиман" и судно-скотовоз "Yozarsif-H" под флагом Того. В результате "Лиман" получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

Что случилось?

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота "Лиман".

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения "Лиман" получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз "Улус Стар", шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж "Лимана" — 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт "Улус-стара", который доставит их на базы флота.

Кто столкнулся с "Лиманом"?

Второй участник столкновения (изначально невыясненной принадлежности) департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России поначалу обозначил как "Ашот-7" — в таком виде он и представлен сейчас в основных российских СМИ. Однако попытки обнаружить такой корабль в реестрах успехом не увенчались.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: "Лиман" протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием "Yozarsif-H".

Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое "Лиман"?

"Лиман" построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968-м и 1976 годами).

"Лиман" использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года — на Черном море), а в 1989 году был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

"Лиман" входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями ("Кильдином" и "Экватором"), а также кораблем проекта 864 "Приазовье".

Весной 1999 года "Лиман" выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы НАТО, ведущие операцию против Югославии.

Есть один аспект

Если переданные в СМИ координаты места затопления "Лимана" верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее — там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Подготовил Константин Богданов, "Лента.ру". 

Последние новости